• Личный кабинет

    Используйте аккаунты из социальных сетей для быстрого входа на сайт:

  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
Меню
Назад » »

Учим говорить правильно

Ребенок усваивает речь, погружаясь в среду и подражая взрослым, которые его окружают. Однако, ребёнок может понимать смысл отдельных слов, но, тем не менее, не уловить общего смысла, так как не знаком с грамматическими формами, использованными в них.

В результате у малыша могут возникать затруднения в понимании не только самой фразы, но и высказан­ной в ней мысли. Чтобы этого не происходило, необходимо с раннего возраста обеспечить ребёнку возможность пол­ноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой.

Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самосто­ятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. Происходит это постепенно, начиная с того момента, когда в возрасте около 1,5-2-х лет у ребенка появляются первые фразы, а следовательно, необходимость смыслового соподчинения слов внутри них.

К трём годам ребенок активно пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, говорит простыми распространёнными предложениями.

К четырём годам словарь ребёнка вырастает до 2-х тысяч слов. В речи еще преобладают суще­ствительные, прилагательные и глаголы, но постепенно малыш начинает употреблять и другие части речи: местоимения, наречия и числительные. Важным показателем правильности речи ре­бёнка является умение использовать предлоги и правильно согласовывать существительные с при­лагательными.

Малыш начинает осваивать прилагательные, которые обозначают уже не только конкретные, но и отвлечённые признаки, например: весёлый, холодный, смелый. Формируются обобщающие понятия. Так, малыш говорит: «Прилетели птицы» вместо привычного раньше перечисления: «Прилетели голуби, воробьи».

Ребёнок четвертого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли и просьбы, высказывать отношение к увиденному. В это время для дошкольника характерна большая любознательность. Ребёнок 4 лет все чаще задаёт вопросы взрослым, стремится к общению с ними. Таким образом, маленький Почемучка продолжает расширять свои знания об окружающем мире.

Для дальнейшего речевого и интеллектуального развития важно, чтобы у малыша был накоплен определённый словарный запас, развито слуховое внимание и имелась возможность достаточной рече­вой практики.

В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребёнку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна. В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходи­мо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ом, -ем: «мячи­ком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком», «тучем», не подозревая о существовании окончаний -ой, -ей. Так же могут появляться ошибочные слова «домы», «поезда» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «мно­го карандашов» или «много этажов».

Взрослому необходимо исправлять ошибки ребёнка. При этом внимание малыша должно быть со­средоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребёнком ошибку, — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребёнку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов измене­ния слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

У детей 4-х лет фраза становится длиннее — количество слов в ней может доходить до 4-6. Это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как след­ствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребёнок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и граммати­ческой формой.

Средний дошкольный возраст — период активного словотворчества. У малыша появляется инте­рес к слову, его звучанию. Ребёнок создает собственные слова по знакомым ему грамматическим образ­цам. В результате появляются такие забавные детские словечки, как «рогаются» (бодаются), «насупился» (наелся супа) и тому подобные. В этом проявляется стремление малыша понять и усвоить звуковой состав слова, приблизив его звуковое обозначение к смысловому, и тем самым сделать его для себя более понятным. Для того чтобы в речи ребёнка не закрепились неправильные слова, необходимы специаль­ные  грамматические игры. Цель таких игр — автоматизация правильных (нормативных) вариантов сло­вообразования.

Источник: Перейти

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar