• Мы находимся в г. Алматы
  • Часы работы Пн-Пт с 09:00 до 18:00

Обратный звонок

Оставьте номер своего телефона, и мы перезвоним вам в удобное для вас время



Самооценка у ребенка

Под самооценкой психологи понимают оценку личностью самого себя, осознание своего места в обществе, своих возможностей и личностных качеств. Проще говоря, самооценка – это то, каким видит себя человек. Исходя из этого, самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной.

Для того, чтобы понять, насколько самооценка вашего ребенка адекватна, необходимо сравнить то, как относится к себе ребенок, с реальными объективными оценками его успехов и достоинств, а также вашим представлением о ребенке и отношением к нему окружающих. Очень хорошо, если ребенок относится к себе с уважением, считает себя хорошим, знает о своих сильных сторонах, и при этом может здраво оценить и признать ситуации, в которых он не прав, поступил плохо, обидел другого. При этом он уверен в себе и своих силах, но главное, что у него есть поддержка со стороны любящих взрослых. Такая картина говорит об адекватной самооценке. Она дает возможность эффективно развиваться, пробовать себя в новых видах деятельности, активно общаться, не бояться нового и, чувствуя себя уверенно во всех жизненных сферах, достигать успеха.

В случае, если ребенок слишком часто настаивает на своей правоте, не признает авторитета взрослых, считает себя лучше всех, неуважительно относится к другим детям, может оскорблять их и принижать их достоинство, активно привлекает к себе внимание в любой ситуации, проявляет агрессивность в случае конфликта – можно предположить, что самооценка не соответствует действительности. В такой ситуации ребенок не видит ошибок в своем поведении, а замечания других считает необоснованными. Его отношение к себе не соответствует реальности и имеет завышенный характер. Для коррекции таких проявлений, как правило, нужно прибегать к помощи специалистов. Основным принципом взаимодействия с таким ребенком должна быть последовательность и адекватность реакций взрослого на поведение. Помогает установление конкретных и понятных ребенку правил, соблюдение которых должно вызывать одобрение, а нарушение – однозначное осуждение. При этом обязательно доброжелательно объяснить причины вашей реакции ребенку, добиться того, чтобы он понял и принял свои ошибки. Важно сказать не только то, как нельзя поступать, но и объяснить, как сделать правильно. И, конечно, главное – не забывать, что основным примером для поведения ребенка являются родители, поэтому то, что взрослый просит у ребенка и чему его учит, должно прежде всего транслироваться во взаимоотношениях окружающих. Также для устранения завышенной самооценки нужно перестать говорить ребенку такие фразы, как «ты лучше всех», «ты самый лучший» и т.п. – они содержат в себе не просто похвалу и одобрение, а сравнение с другими с позиции превосходства. Намного эффективнее, выразить свою любовь и поддержку словами: «ты молодец», «у тебя хорошо получилось», «здорово, что ты смог это сделать», «я за тебя очень рад(а)».

О заниженной самооценке мы можем говорить, когда ребенок проявляет нерешительность, боится неудач, сомневается в своих силах (даже если объективно для этого нет причин), застенчив, замкнут в себе. Причиной такой неуверенности может быть ощущение, что он хуже других. Чтобы понять возможные причины заниженной самооценки, обратимся к особенностям ее формирования.

Мнение о себе начинает складываться в детстве, и больше всего на него влияет окружение ребенка, поведение и отношение к нему родителей и других взрослых. Опыт успехов и неудач, а также реакция окружающих на этот опыт, способствуют созданию у него собственного образа. Если ребенка постоянно сравнивают с другими детьми, предъявляют ему завышенные требования по отношению к его возможностям (а именно это важно учитывать), то в случае неудач у него закрепляется чувство слабости, неуспешности. Он начинает ощущать себя плохим, слабым, недостойным, неспособным. И со временем вырабатывает защитный стиль поведения, чтобы избежать этих неприятных для себя эмоций: перестает быть инициативным, отказывается от участия в чем-либо, стремится уединиться и не быть в центре внимания, чтобы не стать объектом насмешек, сравнений и унижений. Такая позиция впоследствии очень мешает ребенку учиться, проявлять себя и достигать успехов.

Если самооценка вашего ребенка не адекватна его объективным успехам, очень важно отнестись к нему с пониманием и заботой и помочь ему справиться с трудной ситуацией.



Источник: http://www.fruktoviysad.ru/articles/psycho/kakoi-mozhiet-byt-samootsienka-riebienka/
Категория: Развитие и воспитание | Добавил: detikz2016 (15.03.2017)
Просмотров: 1596 | Теги: дети, воспитание, развитие, ребенок, Помощь, какая самооценка, детский, самооценка у ребенка, Детки, Переходный возраст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Комментарий:
Ваше имя *:
Ваш e-mail *:
Проверочный код *: